Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?

Мстислав (не в сети), Еманжелинск, Челябинская область10 сентября 2018, 21:00
Вопрос в категории: Прочие юридические вопросы

Ответы юристов (15)
  1. главу 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. ГАРАНТ: См.

  2. Отсутствие конституционного закрепления экологических прав граждан в других государствах можно объяснить тем, что институт экологических прав относительно новый и находится в стадии развития. Впервые фундаментальное экологическое право было закреплено в конституции Испании в 1978 году и широкое распространение получило только в конце 80-х — начале 90-х годов.

    Так статья 23 конституции Бельгии была дополнена положениями, закрепляющими право граждан на здоровую окружающую среду в 1994 году, а статья 14 конституции Финляндии — в 1995 году.

  3. А позднее — в Конституции 1993 г. Конституция устанавливает также право каждого на жизнь ( ст. 20 ). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

    В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной сред ы, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан.

  4. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований*.

    По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания.

    Как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 1997 г.

  5. 2. Граждане имеют право: создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

  6. Последствия нарушения этого права на отдельной территории могут распространиться на другие страны, что делает насущной координацию внутри- и внешнеполитических усилий по охране окружающей среды. Право человека на экологическую безопасность закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» .

  7. Отсутствие конституционного закрепления экологических прав граждан в других государствах можно объяснить тем, что институт экологических прав относительно новый и находится в стадии развития. Впервые фундаментальное экологическое право было закреплено в конституции Испании в 1978 году и широкое распространение получило только в конце 80-х — начале 90-х годов.

    Так статья 23 конституции Бельгии была дополнена положениями, закрепляющими право граждан на здоровую окружающую среду в 1994 году, а статья 14 конституции Финляндии — в 1995 году.

  8. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в основном в конституциях постсоциалистических стран.

    Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос.

    органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

    Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

  9. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст.46). Конституционные положения, закрепляющие право граждан на благоприятную окружающую среду и направленные на оздоровление последней развиваются Законом «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992г. (с послед.

  10. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека до 80% определяется условиями среды его обитания.

    Как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2002 г.

  11. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ) 2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

    3. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанные должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке. (п. 3 в ред.

  12. жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

  13. Концепция устойчивого развития, принятая ООН в 1992 году, положила начало системному переосмыслению процесса развития нашей цивилизации на рубеже тысячелетий, определила подходы к решению глобального противоречия между растущими потребностями человечества и скудеющими возможностями биосферы планеты. Концептуальные подходы к цивилизованному развитию человечества, максимальному сохранению природной основы окружающей среды в интересах будущих поколений, оказали прямое влияние на развитие российской национальной системы правового регулирования, основу которой составляет Конституция Российской Федерации.

  14. главу 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. ГАРАНТ: См.

  15. Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятель­ностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного ха­рактера. В сфере охраны окружающей среды граждане вправе: создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране; выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке; обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.


[top]